МАКРОСЪЕМКА

Как создавать потрясающие макрофотографии пчел

Три профессиональных фотографа насекомых делятся советами по привлечению пчел в ваш сад для их съемки крупным планом.
Пчела крупным планом ест нектар с цветков виноградного гиацинта, запечатленная фотожурналистом дикой природы Кристианом Циглером на камеру Canon EOS-1D X Mark III.

Пчелы — это невероятные создания. Они не только милые и красивые, но также чрезвычайно важны для поддержания биоразнообразия на нашей планете. Пчелы опыляют растения и посевы, что помогает как людям, так и дикой природе, однако они находятся под угрозой вымирания.

«За последние 20 лет многие виды пчел оказались под угрозой вымирания», — говорит фотограф дикой природы и амбассадор Canon Кристиан Циглер, который считает фотосъемку пчел невероятно важным занятием для себя и своих коллег — демонстрируя широкой аудитории их красоту и важность для природного мира, можно привлечь внимание общественности к проблеме с их популяцией.

Но может ли запечатлеть пчел абсолютно каждый из нас? Это непросто, однако с должной помощью с этой задачей справятся даже начинающие. В этой статье Кристиан вместе с макрофотографами Мэттом Дугом и Инго Арндтом делятся советами по созданию благоприятной для насекомых среды, которая позволит вам сделать красочные снимки пчел крупным планом.

1. Сделайте сад благоприятной средой

Пчела крупным планом на цветке боярышника, запечатленная фотожурналистом дикой природы Кристианом Циглером на камеру Canon EOS-1D X Mark III.

Выберите растения, для которых ваши широты являются естественной средой обитания, и посадите их в горшки — так вы повысите шансы привлечь пчел. «Такие растения называются "аборигенными" и исконно растут в выбранных широтах, поэтому лучше приживаются, чем завезенные виды», — говорит фотограф дикой природы Инго Арндт. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark III с объективом Canon EF 100mm f/2.8L Macro II USM и следующими параметрами: 1/200 сек., f/22 и ISO 1250. © Кристиан Циглер

Домик для насекомых в виде отверстий в палочках и срубе древесины, запечатленный фотожурналистом дикой природы Кристианом Циглером с помощью объектива Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM.

Чтобы привлечь одиноких пчел, не живущих в улье, можно изготовить так называемый «домик для насекомых» — по факту это деревянная коробка с отверстиями, имитирующими гнездовья, что пчелы мастерят себе самостоятельно. © Кристиан Циглер

Для того чтобы практиковаться в съемке пчел, вам не нужно уезжать далеко от дома. Если вы сделаете свой сад максимально благоприятной средой для пчел, они обязательно прилетят к вам, и вы получите множество возможностей для создания прекрасных фотографий. Кроме того, ваши действия по привлечению пчел также помогут их выживанию.

«Мой совет по созданию благоприятного для пчел сада — это выращивать растения с большим количеством пыльцы и нектара, — говорит Кристиан. — Это могут быть такие растения, как лаванда и шалфей, которые долго цветут и хорошо привлекают пчел. И не стригите газон — даже небольшой участок с высокой травой станет для пчел прекрасным местом обитания».

Мэтт говорит, что местные цветы — это то, чем пчелы питаются годами. «Проведите свое исследование, — продолжает он. — Узнайте, какие цветы больше нравятся пчелам, где их лучше разместить и на каких растениях они размножаются.

Домик для насекомых очень понравится им. Такой домик можно купить в магазине или изготовить самостоятельно, просто просверлив много отверстий в срубе древесины».

2. Сохраняйте дистанцию

Не забывайте о безопасности. Важно уважать пчел и сохранять дистанцию при их съемке в естественной среде обитания, иначе вы рискуете стать объектом их атаки. «Пчелы улетают, если подойти слишком близко, однако снимать слишком близко к улью может быть опасно», — рассказывает Инго.

Самый простой вариант сохранить дистанцию — это использовать телеобъектив. Объективы с большим фокусным расстоянием, такие как Canon RF 85mm F2 MACRO IS STM, или зум-объективы с поддержкой теледиапазона, например Canon RF-S 18-150mm F3.5-6.3 IS STM или Canon RF-S 55-210mm F5-7.1 IS STM, позволят вам фотографировать пчел без необходимости подбираться к ним слишком близко.

Приложение Canon Camera Connect также полезно в подобных ситуациях, так как позволяет управлять камерой с большого расстояния.

Ознакомьтесь с нашим руководством к покупке, чтобы узнать больше о лучшем оборудовании начального уровня для макросъемки.

3. Снимайте в оптимальное время

Пчела крупным планом на желтом цветке, ее голова покрыта пыльцой; фото специалиста по макросъемке Мэтта Дуга, созданное на камеру Canon EOS 6D.

У вас будет меньше шансов сфотографировать пчел, если вы пытаетесь снимать в жару, когда они наиболее активны и двигаются быстрее. Снято на камеру Canon EOS 6D (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 6D Mark II) с объективом Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Photo и следующими параметрами: 1/125 сек., f/9 и ISO 160. © Мэт Дуг

«Золотой час» — время сразу после рассвета и прямо перед закатом, когда солнце находится низко над горизонтом, из-за чего свет приобретает теплый оттенок, а тени становятся длиннее — идеально подойдет для съемки пчел. Кроме того, в это время пчелы будут значительно медленнее и спокойнее, что упростит задачу фотографу. «Пчелы наиболее активны в теплое время суток, — рассказывает Инго. — В полдень у вас также возникнут проблемы с чрезмерно резким освещением и высокой контрастностью, что обычно негативно влияет на результат съемки. Предпочтительным временем станет час сразу после рассвета и час прямо перед закатом».

Если выйдете проведать пчел еще раньше, они еще могут спать». «Некоторые пчелы спят на растениях, — говорит Мэтт. — Они протыкают растение жалом и не двигаются, поэтому такой вариант позволит вам попрактиковаться в съемке, в том числе с фокус-стекингом [см. ниже]. К примеру, шмелей ранним утром часто можно увидеть спящими на цветке якобеи. Они только начинают прогреваться и едва двигаются, поэтому такое время станет оптимальным для съемки в макрорежиме».

4. Ищите цвета и текстуры

Пчела крупным планом свернулась вокруг тычинки красного цветка; фото специалиста по макросъемке Мэтта Дуга, созданное на камеру Canon EOS 6D.

«При съемке более широких планов постарайтесь включить немного окружающего пространства, чтобы дать зрителю представление о том, где был сделан снимок — в лесу или на клумбе», — говорит Мэтт. Снято на камеру Canon EOS 6D с объективом Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Photo и следующими параметрами: 1/160 сек., f/9 и ISO 320. © Мэт Дуг

Медоносная пчела крупным планом засунула голову в соту улья; фото специалиста по макросъемке Мэтта Дуга, созданное на камеру Canon EOS 6D.

Форма и текстура сот улья станет интересным фоном, если вы решили запечатлеть медоносных пчел за работой. Снято на камеру Canon EOS 6D с объективом Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Photo и следующими параметрами: 1/40 сек., f/10 и ISO 320. © Мэт Дуг

Как и в других жанрах фотосъемки, вам захочется сделать изображения особенными, для чего нужно найти нечто необычное. Для этого стоит обратить внимание на текстуру растений и геометрию глаз насекомых — Мэтт рекомендует искать яркие цвета, например оттенки красного, пурпурного и синего. Подумайте о внешнем виде цветков, когда будете выбирать растения для выращивания, или используйте красочный фон в саду или на балконе, чтобы вам было удобнее снимать пчел в движении.

Кристиан, в свою очередь, ищет интересные узоры, текстуру и освещение. «Однако я руководствуюсь поведением насекомых», — говорит он.

«Здорово, когда удается запечатлеть особенности их поведения, — соглашается с ним Мэтт. — Это и является основой отличной фотографии. Можно сделать портрет муравья, и это все еще здорово, или запечатлеть муравья, который несет погибшего собрата или еду в общую кучу, и фотография заиграет совершенно иными красками. Это меняет представление об объекте и делает его более интересным».

5. Запечатлейте пчел во время полета

Орхидная пчела крупным планом летит в сторону желтого цветка орхидеи, запечатленная фотожурналистом дикой природы Кристианом Циглером с помощью объектива Canon EF 16-35mm f/2.8L USM.

Объективы со стабилизацией изображения помогут в создании четких кадров при съемке пчел в полете с рук. Снято на камеру Canon EOS 5D (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV) с объективом Canon EF 16-35mm f/2.8L USM (в продаже доступно новое поколение: Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM) и следующими параметрами: 1/80 сек., f/16 и ISO 400. © Кристиан Циглер

Некоторые из наиболее впечатляющих фотографий с пчелами демонстрируют насекомых в полете, однако такие снимки довольно сложны в исполнении, поскольку пчелы двигаются очень быстро. «Чтобы запечатлеть их в движении, вам потребуется быстро реагировать на происходящее и снимать с очень короткой выдержкой», — рассказывает Инго.

И Инго, и Мэтт советуют фиксировать положение фокуса в области, где может оказаться пчела, например на цветке растения. «Заранее сфокусируйтесь на области с помощью ручной фокусировки (MF) и ожидайте», — говорит Мэтт.

Для съемки пчел в полете без вспышки Кристиан рекомендует использовать режим приоритета выдержки (Tv) и значение выдержки не дольше 1/500 сек. Он также рекомендует выбрать короткую выдержку при съемке в ручном режиме (M), а затем выровнять экспозицию с помощью ISO. «При съемке без вспышки ISO решает все проблемы, — говорит он. — Без вспышки можно снимать с ISO до 8000. Я даже снимал с ISO 25 600, и результат меня порадовал».

6. Экспериментируйте с ручной фокусировкой

Пчела крупным планом на желтом фоне, запечатленная фотожурналистом дикой природы Кристианом Циглером.

Инго рекомендует экспериментировать с созданием объектов визуального интереса. «Пробуйте разное, особенно пока учитесь, и иногда это может обернуться приятными сюрпризами, — говорит он. — Можете попробовать съемку с длительной выдержкой и даже запечатлеть насекомое в полете с техникой проводки». Снято на камеру Canon EOS R3 с объективом Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Photo и следующими параметрами: 1/200 сек., f/16 и ISO 1000. © Кристиан Циглер

Десятки пчел крупным планом между стенками медовых сот в улье, запечатленные макрофотографом Инго Арндтом с помощью объектива Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM.

Объектив Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM обладает коэффициентом увеличения 1:1, то есть объект съемки будет отображаться на датчике изображения камеры в натуральную величину. Его эквивалент из линейки RF — модель RF 100mm F2.8L MACRO IS USM — предлагает увеличение до 1,4x. Снято на камеру Canon EOS 5DS R (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV) с объективом Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM и следующими параметрами: 1/200 сек., f/16 и ISO 250. © Инго Арндт

Мэтт, Кристиан и Инго рекомендуют экспериментировать с ручной фокусировкой. «Лучше выбрать точное место для фокусировки на насекомом», — советует Инго, который рекомендует выбирать предустановку ручного фокуса, чтобы быстрее реагировать на движения насекомого. «В большинстве ситуаций вам придется реагировать чрезвычайно быстро, — продолжает он. — Я заранее выставляю фокус и выбираю расстояние до объекта, после чего двигаюсь в сторону пчел и двигаю головой вперед-назад, чтобы поймать точную фокусировку. Я всегда либо двигаюсь сам, либо перемещаю камеру вместо того, чтобы менять положение фокуса на объективе. Это намного быстрее».

Для проверки фокусировки можно использовать усиление контуров — эта функция отмечает область, которая находится в фокусе. Также можно использовать режим Live View для увеличения и проверки положения фокуса на стадии выбора композиции. «Это отличный способ убедиться, что ваш объект полностью находится в фокусе, — отмечает Мэтт. — Всегда лучше лишний раз проверить это, особенно при съемке с ручной фокусировкой».

С помощью приложения Canon Camera Connect можно настраивать положение фокуса вручную прямо на смартфоне.

7. Для освещения используйте рассеянную вспышку

Пчела крупным планом на деревянном столе и ее отражение в воде, запечатленные фотожурналистом дикой природы Кристианом Циглером с помощью объектива Canon RF 100mm F2.8L Macro IS USM.

Инго рекомендует использовать традиционные вспышки Speedlite и рассеивать свет с помощью софтбокса, чтобы получить эффектные снимки с глазами насекомых. «Можно использовать кольцевую вспышку, однако большие глаза насекомых с кольцами света в них выглядят неестественно, — отмечает он. — А отражение солнца будет казаться в них лишь крошечной точкой». Кристиан также использует в своей фотографии такую стратегию. Снято на камеру Canon EOS R3 с объективом Canon RF 100mm F2.8L MACRO IS USM и следующими параметрами: 1/320 сек., f/14 и ISO 320. © Кристиан Циглер

При большом увеличении вам будет сложно достичь достаточно большой глубины резкости, чтобы весь глаз насекомого оказался в фокусе. Лучше всего воспользоваться искусственными источниками света, например вспышкой, и обеспечить сбалансированную экспозицию с закрытой диафрагмой — так глубина резкости будет достаточно большой, выдержка будет достаточно короткой, чтобы избежать размытия, а низкое значение ISO поможет избежать зернистости.

Вспышка также влияет на передачу цвета и выразительность ваших фотографий. «Искусственный свет гораздо лучше подходит для съемки глаз насекомых, чем дневной, — поясняет Инго. — Иногда их глаза блестят или переливаются радужными цветами. При съемке со вспышкой вы получите более широкую цветовую гамму».

Инго также рекомендует снимать со вспышкой, чтобы имитировать лучи солнечного света. «Если вы снимаете в альбомной ориентации, оставьте вспышку на камере включенной. В книжной ориентации удерживайте вспышку в руке, разместив ее над камерой», — говорит он.

Можно также расположить вспышку сбоку, чтобы создать творческий эффект тени на объектах съемки. Мэтт рекомендует работать со вспышкой вне зависимости от конфигурации съемки. «В противном случае свет будет слишком резким, — отмечает он. — А нам хочется, чтобы освещение было мягким и приятным. Рассеивание помогает сгладить этот резкий переход между светом и тенью».

Многие вспышки Canon Speedlite оснащены рассеивателем света, однако вы можете изготовить его самостоятельно, установив перед вспышкой белый лист бумаги.

8. Снимайте с фокус-стекингом

Пчела крупным планом сидит на розовом цветке и смотрит прямо в камеру на этом снимке с малой глубиной резкости. Снято макрофотографом Мэттом Дугом.

Глубина резкости позволяет контролировать области в фокусе и вне фокуса на снимке, что делает ее одним из наиболее важных творческих инструментов фотографа, в частности для тех, кто снимает в макрорежиме. Снято на камеру Canon EOS 6D с объективом Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Photo и следующими параметрами: 1/180 сек., f/4 и ISO 100. © Мэт Дуг

Вы также можете управлять глубиной резкости с помощью функции стекинга по фокусу, хотя она работает только для статичных объектов, например спящих пчел.

«Можно справиться с нехваткой света, полностью открыв диафрагму и применив фокус-стекинг», — рассказывает Мэтт. Стекинг по фокусу — это создание камерой серии изображений, где для каждого последующего снимка в серии положение фокуса смещается, что создает эффект послойного наложения. Таким образом можно снимать с короткой выдержкой и открытой диафрагмой, но вместе с тем сохранить эффект широкой плоскости фокуса без необходимости в работе со вспышкой или повышении ISO.

Камеры Canon EOS R10, EOS R8 и EOS R7 располагают функциями стекинга по фокусу и брекетинга фокусировки, то есть объединения изображений такой серии в конечный снимок прямо в камере.

Пчела на соте улья; фото специалиста по макросъемке Мэтта Дуга, созданное на камеру Canon EOS 6D.

Создание прекрасных макрофотографий требует нескольких лет практики, технических навыков и целеустремленности. К примеру, Мэтт уже более десяти лет снимает в этом жанре, а теперь использует свой доступ к большой аудитории, чтобы привлечь внимание к проблемам, связанным с природным миром. Снято на камеру Canon EOS 6D с объективом Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Photo и следующими параметрами: 1/40 сек., f/11 и ISO 320. © Мэт Дуг

Не будьте слишком строги к себе, если ваши фотографии сразу не выглядят так же впечатляюще, как изображения в этой статье. Помните, что на освоение любого жанра фотографии уходит много времени. Важно, чтобы вы продолжали творить, оттачивать свои навыки и делать снимки, которые будут радовать в первую очередь вас.

«Очень сложно, особенно с приходом социальных сетей, не сравнивать свои изображения с прекрасными фотографиями, которые создают другие, — признает Мэтт. — Но если вы продолжите двигаться вперед, регулярно практиковаться и бросать себе новые вызовы, то скоро станете отличным фотографом».



Автор Питер Волински

Вам также могут быть интересны...

  • Объективы RF

    RF 85mm F2 MACRO IS STM

    Объектив RF 85mm F2 MACRO IS STM обеспечивает универсальность съемки на малом расстоянии благодаря небольшому сжатию перспективы, характерному для телеобъективов, и стабилизации изображения, эквивалентной 5 ступеням экспозиции, в компактном и легком корпусе.
  • Объективы RF-S

    RF-S 55-210mm F5-7.1 IS STM

    Снимайте даже отдаленные объекты с этим легким и универсальным зум-телеобъективом для камер APS-C и расширяйте границы возможного при съемке путешествий, событий в мире спорта, семейных фотографий и домашних животных.

Похожие статьи