СТАТЬЯ

Фотоискусство: как усовершенствовать и реализовать свой стиль

Менна Хоссам, специалист в сфере фотоискусства, и Джайлз Хаксли-Парлор, владелец галереи современного искусства в Лондоне, делятся бесценными советами по развитию карьеры в индустрии искусства.
Модель в пыльно-розовом платье стоит посреди леса. На заднем плане поднимается туман.

Амбассадор Canon Менна Хоссам с детства восхищалась изобразительным искусством, и сейчас эта страсть выражается в ее неземных и магических изображениях. «Я выбрала место с большим количеством растительности, чтобы внешне это напоминало лес, и использовала розовые и синие дымовые шашки, чтобы подчеркнуть образ сказки», — объясняет она. Снято на камеру Canon EOS R с объективом Canon RF 28-70mm F2L USM и следующими параметрами: 41 мм, 1/1250 сек., f/2 и ISO 800. © Менна Хоссам

Что определяет фотоискусство сегодня при таком смешении жанров фотографии, когда свадебные фотографы снимают в документальном стиле, а работы фотожурналистов выставляют в галерее?

«Эти изображения воплощают творческое видение, они несут в себе идею», — говорит египетский специалист в сфере фотоискусства и амбассадор Canon Менна Хоссам.

«Это проект или концептуальный процесс, конечный результат которого имеет некое творческое значение, а не просто чья-то попытка запечатлеть мир», — соглашается Джайлз Хаксли-Парлор, владелец галереи в Лондоне, выставляющий наряду с прочими работы таких фотографов, как Алек Сот, Джоэл Стернфельд и Мартин Парр.

Неважно, начинаете ли вы карьеру в сфере фотоискусства или становитесь профессиональным фотографом в другом жанре, стремясь попасть в мир искусства, вам нужно знать несколько вещей. Менна и Джайлз делятся советами, как создать себе репутацию и построить карьеру фотохудожника.

1. Не ждите, что вас «найдут»

Пусть иногда такое и случается, но по опыту Джайлза маловероятно, что профессиональная коммерческая галерея случайно наткнется на талантливого фотографа. «Галерея решает, достаточно ли популярен определенный фотограф, чтобы рассматривать его как кандидата для выставки, — говорит он. — Это никогда, или почти никогда, не делается после отправки портфолио. Я не взял ни единого фотографа, когда-либо связавшегося со мной. Я приглашал только тех фотографов, которых искал сам, потому что у них есть репутация».

Менна занималась фотоискусством, вдохновленным сказками, почти десять лет, но со своей постоянной работой в качестве арт-директора и фотографа в рекламном агентстве она рассталась не так давно. «Я всегда была фотографом, но ушла на фриланс в 2018 году, — говорит она. — Я сделала решительный шаг. К счастью, у меня довольно широкий круг общения, и сработал эффект «сарафанного радио», откуда люди узнали, что я ушла на фриланс. Тогда все и началось».

Есть ли у вас оборудование Canon?

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services.

2. Настройтесь на долгосрочную перспективу

«Чтобы получить приглашение от профессиональной фотогалереи, нужно совершить долгое, изнуряющее путешествие, — предупреждает Джайлз. — Когда ценник поднимается до определенного значения, никто не покупает просто снимки. Что они на самом деле покупают — так это художника».

Другими словами, галереи покупают бренд, и порой на его создание уходят многие годы. Годы издания книг, проведения выставок, завоевания уважения критиков и сообщества фотографов для того, чтобы когда коллекционер увидел ваши снимки на стенах галереи, ему понравились не только отдельно взятые фотографии, но все, что вы представляете. Первое, что советует Джайлз, — это «отбросить идею о продаже своих художественных фотографий и постараться заработать себе репутацию хорошего фотографа и хорошего художника».

Модель в длинном розовом платье стоит на каменистом пляже с книгой в руках. Позади нее волны плещутся о берег.

Менна потратила много лет, оттачивая свое фотомастерство. Этот образ модели, изображающий греческую богиню Элеос, вдохновлен интересом фотографа к греческой мифологии. «Элеос олицетворяет жалость, милосердие, снисходительность и сострадание, — объясняет она. — Здесь она изображена застенчивой, слабой, уязвимой и грустной девушкой». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV) с объективом Canon EF 85mm f/1.8 USM и следующими параметрами: 1/320 сек., f/2.2 и ISO 125. © Менна Хоссам

3. Совершенствуйте свое уникальное художественное видение

Мир переполнен потенциальными фотохудожниками. Чем вы отличаетесь? «Вы должны быть хороши», — говорит Джайлз прямо. И одного таланта тут будет недостаточно. «Требуется колоссальный объем работы, самокритики и советов. Попробуйте найти себе наставника, устройтесь работать ассистентом авторитетного фотографа. Показывайте свои работы и попытайтесь получить как можно больше критики».

Менна много экспериментировала, прежде чем выработала свой стиль, который заметно отличался от работ многих других фотографов в Египте того времени. «Поначалу было нелегко, — признает Менна. — Я не знала, в каком направлении мне хотелось бы двигаться, и мне было нужно многое опробовать. Цвета, композиция и история, которую вы рассказываете, — все это определяет вас как художника. У вас должна быть определенная самобытность».

4. Убедитесь, что ваша работа заметна

Теперь, когда вы продюсируете художественные проекты, которыми вы так гордитесь, «постарайтесь как можно чаще попадать на выставки со своими работами», — говорит Джайлз. Следите за фестивалями или групповыми выставками, принимающими заявки, или объединитесь с другими фотографами, чтобы устраивать свои выставки и принимать участие во всевозможных конкурсах. Нередко судейством занимаются галеристы, кураторы, критики и другие влиятельные люди в области фотоискусства, поэтому даже если вы не займете первое место, они могут вас заметить и запомнить.

Еще крайне важно поддерживать широкое присутствие в сети с помощью веб-сайта или социальных сетей. Для Менны Instagram стал мощным инструментом. С его помощью снимки разлетелись по всему миру и получили сотни положительных отзывов. На этом этапе вашей карьеры главное, «чтобы люди вас поддержали, поделились вашей работой с другими и помогли вам, — говорит Джайлз. — Быть частью онлайн-сообщества не менее важно, чем частью "реального" сообщества».

Две женщины в белых платьях, окруженные белым фатином и ветвями деревьев.

«Для этой съемки мы решили использовать светлую цветовую гамму, чтобы создать оригинальную атмосферу, которая подчеркивает сказочные наряды дизайнера Иман Сааб», — говорит Менна. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 17-40mm f/4L USM и следующими параметрами: 40 мм, 1/160 сек., f/11 и ISO 160. © Менна Хоссам

5. Займитесь прибыльной подработкой

С тех пор, как в 2018 году Менна стала фрилансером, параллельно она строила другую карьеру, занимаясь съемками для модных брендов, — это приносило надежный доход. «Я подумала о том, какой стиль фотосъемки ближе всего к тому, что я делаю в рамках своих художественных фотопроектов, и ответом была мода, — говорит она. — Я стала смешивать моду и изобразительное искусство. Клиенты обращаются ко мне, потому что у меня есть свой стиль. Я не на 100% отношусь к рекламной деятельности. Я могу разрабатывать художественные образы, показывающие их продукцию совсем иначе».

«Первое, о чем вам нужно позаботиться, так это о вашей финансовой стабильности», — говорит Джайлз. «Станьте свадебным фотографом, делайте все, что можете, чтобы зарабатывать на жизнь камерой. Это даст вам необходимую свободу и время поработать над личными проектами, и на вас не будет давить тот факт, что на них нужно зарабатывать. Почти у каждого суперпрофессионального фотографа есть отдельная коммерческая практика, о которой никто не знает, — продолжает он. — И мы говорим о людях, которые продают сотни тысяч фотографий».

6. Не завышайте цены

«В начале карьеры не будьте жадными, назначая цену фотографий для выставок или показов выпускников, — говорит Джайлз. — Я в шоке от количества начинающих фотографов, которые пытаются выставить такую же цену, как у кого-то, кто 40 лет был членом Magnum Photos и продал 50 книг. Вы должны проявить себя. Вместо высоких цен вам нужно стремление. Вам нужно, чтобы люди покупали ваши работы, обсуждали их и всем о них рассказывали, но этого не случится если вы за каждую фотографию будете просить по 5000 евро, а в итоге ничего не продадите». Когда вы дойдете до момента сотрудничества с галереей, они будут смотреть на ваших коллег, определяя цену. «Смотреть на людей, которые, как им кажется, с вами на одном уровне, что само по себе очень тонкая вещь и зависит от типа работы», — говорит Джайлз.

Крупный план стены с фотографиями в рамках. На заднем плане посетитель делает снимок изображения на стене.

Как выставить свои работы в галерее

Мы спросили совета о том, как представителям фотоискусства зарекомендовать себя у Кэти Баррон, куратора галереи Майкла Хоппена в Лондоне.

7. Ведите себя как профессионал с самого начала

Может вы пока и не продаете свои работы за тысячи евро, но все же стоит относиться к ним с уважением, которого они заслуживают. Менна жалеет о том, что в начале карьеры не пользовалась более качественным принтером, например таким, как из линейки устройств Canon для профессиональной печати PIXMA или imagePROGRAF. «Качество печати чрезвычайно важно, — говорит она. — Мои снимки живые и яркие, поэтому если печатная версия выглядит тусклой, то работа становится неинтересной».

Джайлз рекомендует печатать работы небольшими тиражами, не больше 10 копий. «Можно сделать несколько размеров, и чем больше размер, тем меньше тираж, хотя я думаю, что это довольно старомодно. Лучше не усложнять. Сделайте тот размер, который, как вы считаете, подойдет лучше всего, и установите цену. И создайте электронную таблицу, чтобы знать, что вы продали и кому».

Женщина в большом синем бальном платье стоит перед высокой живой изгородью в темных тонах.

«Я всегда мечтала сделать фотосъемку в стиле Золушки из сказок Диснея», — говорит Менна. — Я выбрала Королевский сад Пражского Града, чтобы передать королевскую эстетику, и искала модель с невинными чертами, отражающими характер Золушки, и платье, которое было бы похоже на ее знаковое синее бальное платье». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 17-40mm f/4L USM и следующими параметрами: 40 мм, 1/1000 сек., f/4 и ISO 320. © Менна Хоссам

Модель в коротком белом платье с длинным шлейфом и рюшами позирует в саду рядом с большой вазой.

Проекты Менны в сфере фотоискусства повлияли на ее работы в индустрии моды. «Коллекция Марьям Давуд была вдохновлена движением искусства Ренессанса, поэтому я хотела создать художественные фотографии, отображающие красоту этих изделий». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 50mm f/1.8 STM и следующими параметрами: 1/1000 сек., f/2.5 и ISO 400. © Менна Хоссам

8. Максимально налаживайте связи

«Одной общей чертой всех успешных художников и фотографов является то, что они сами себе прокладывают путь к успеху, — говорит Джайлз. — Они могут быть лучшими мастерами фотоискусства из тех, что вы встречали, но они пришли к этому не по воле случая. Они налаживали все новые и новые связи, взбираясь по карьерной лестнице. Вы должны находиться в нужных сообществах и общаться с людьми, которые могут вам помочь. Попытайтесь найти человека «изнутри» и пригласите его на кофе, попросите совета, станьте частью этого мира».

Связи Менны также играют важную роль в создании ее работ. Команды, с которыми она работает над своими проектами в сфере фотоискусства, включают людей из мира моды: дизайнеров одежды, стилистов, визажистов, декораторов, моделей, которые разделяют ее видение. «Мы собираемся вместе, чтобы создавать искусство», — говорит она.

9. Развивайте хорошие отношения со своей галереей

Когда вы дойдете до стадии работы с коммерческой галереей, «будьте настолько профессиональны, насколько это возможно, — говорит Джайлз. — Лучшие из тех, с кем я работаю — такие же бизнесмены, как и художники. Будьте полны энтузиазма, предлагайте идеи и всегда оставайтесь на связи с галереей — посещайте закрытые просмотры лично или держите связь по телефону и электронной почте. Очевидно, что не стоит постоянно всех доставать, но художники, имеющие лучшие отношения с галереями, обычно — в самом хорошем смысле — привязываются к галерее сильнее других».

Rachel Segal Hamilton

Статьи по теме

  • СТАТЬЯ

    Как выбрать подходящую бумагу для художественной печати

    Хотите создать художественную печатную продукцию выставочного уровня, но не знаете, какую бумагу выбрать? Амбассадор Canon и два приглашенных эксперта поделились своими советами.

  • СТАТЬЯ

    Как фотографировать динамичный спорт в стиле художественной съемки

    Лоренц Холдер рассказывает о том, как он использовал объектив Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM для съемки скейтбордиста, катающегося в арке уникального виадука.

  • СТАТЬЯ

    Печать и продажа своих фотографий: совет профессионала

    Карла Реглер продает печатные версии своих фотографий побережья Корнуолла — в этой статье она расскажет, как ей удалось вывести свой бизнес на новый уровень.

  • СТАТЬЯ

    Успешное ведение бизнеса для фэшн-фотографов

    Получите необходимые советы от двух профессиональных фэшн-фотографов, которые помогут вам найти уникальное творческое видение и продавать свои услуги клиентам.

  • Подпишитесь на рассылку

    Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro